Летопись

Богословская с. Баран каменная, с такою же колокольней, построена в 1782 г. усердием прихожан; обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище; к нему с западной стороны примыкает вновь отведенное кладбище, обнесенное деревянной изгородью. Престолов 3: а) в холодной во имя св. ап. Иоанна Богослова, в теплой б) правый во имя святителя Николая Чудотворца и в) левый во имя Покрова Божией Матери. Расстояние от Костромы 51 в. Ближайшие церкви: Преображенский собор г. Судиславля и Покровская с. Щипачева в 2 в. [1, с. 61]

В XVI-XVII вв. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Андомский стан. В 1628 г. упоминается церковь «Никола чуд. в селе Никольском на Баране в вотчине Ипатскаго монастыря».
В декабре 1585 г. «От царя и великаго князя Федора Ивановича всеа русии в наше богомолье Выпатцкой монастырь строителю Гурю с братьею. Били мне челом жена моя царица и великая княгиня Ирина чтобы нам пожаловати велети дати вотчину в Выпацкий монастырь по ее родителех по отце ее по Федоре Ивановиче и по матере ее по Степаниде, а во иноцех по старице Сундулее и по брате ее по Василье по Федоровиче и по всех ее родителех. И яз царь и великий князь Федор Иванович, всея русии с своею царицею и великою княгинею Ириною пожаловал вас Выпацкой монастырь в Костромском уезде своими дворцовыми посопными селы селом Покровским Коробановым з деревнями, да селом Никольским на Боране, тогож села селом Богословским з деревнями ис починки. Да погостом Старое Дворище з деревнями…».
В 1599 г. » сотная с книг письма и меры князя Федора Ивановича Кривоборскаго да Ортемия Ивановича Колтовскаго с товарищи 1596 и 1597 гг. Живоначальныя Троицы Ипатскаго монастыря жалованья государя царя и великаго князя Федора Ивановича всеа русии и его царицы и великой княгини Ирины из дворцовых сел 1594 г., что было преж того вотчина за Иваном Выротковым село Никольское на Баране, а в нем церковь Николы чуд. древяна вверх, да теплая церковь Ивана Златоуста древяна клетцки, а в церквах образы и книги и свечи и колокола и всякое церковное строенье монастырское, да в селе двор попа Федора Онкудинова, двор цер. дьячка Федки Михайлова, двор пономаря Бориско Иванова, двор проскурницы Марьи, да 7 келий, а в них живут нищие питаютца от церкви Божии, да в селе двор монастырской, 6 дворов крестьянских… да села Никольскаго на реке Корбе мельница пазиха с обеми береги монастырская, колесо немецкое… Того ж села [Никольского на Баране] сельцо, что было село Богословское, а Слободка тож на речке Судиславке, а церковь згорела…».
Место, где раньше было древнее село Богословское, а позднее Богословская слобода, в настоящее время находится на северо-восточной окраине Судиславля. [Прим. сост.]
В 1620 г. «в селе Никольском на Баране упоминается одна церковь Николая чудотворца».
В 1678 г. «в селе Никольском Баран церковь Николая чуд. древяная, в церкви иконы и книги и свещи месныя и колокола и всякая церк. утварь все мирское строение, да в селе двор монастырской, да во дворах поп Гаврило Степанов, церк. дьячек Андрюшка Елизарьев, да в келье живет нищая вдова».
В сентябре 1713 г. «запечатан указ о строении по челобитью вотчины Ипацкаго монастыря села Никольскаго Барану деревни Огарышева крестьянина Андрея Семенова, велено ему в том селе на старом церковном месте построить вновь церковь Николая чуд. теплую да в приделе св. чуд. Козьмы и Дамиана».
Вероятно, в конце XVIII в. свое название и престол церковь получила в память о древней сгоревшей церкви бывшего соседнего села Богословского.

=============================

Есть легенда, объясняющая название села Баран близ Судиславля. Будто бы в старину, собирая с населения дань, зарезали у одной бедной вдовы единственного барашка. Но Бог не дал врагам воспользоваться мясом и превратил барана в камень. На том месте, где произошла эта история, решили построить церковь, заложить в фундамент окаменевшего барана. Судя по архитектуре, церковь построена в ту эпоху.

Писатель Яблоков в одной из своих книг указывает, что церковь в селе Баран построена в ознаменование победы над татарами в 1549 году. В это время татар здесь не было: в 1480 году они были изгнаны за Волгу, где основали Казанское ханство, а оно перестало существовать в 1552 году. Называя церковь Иоанна Богослова мужским монастырем, Яблоков опять грешит против истины. Монастырем Барановская церковь не была. А то, что Барановский приход называли «монастырщиной» объясняется просто. Население окрестных деревень — слободы, Ваульцева, Пакшина, Яснева и других — не было крепостным, помещичьим, а принадлежало костромскому Ипатьевскому монастырю. Позднее, в екатеринскую эпоху, крестьян у монастырей отобрали и передали в Казну. Стали они государственными, но новое название как-то не нравилось, так и звали их монастырскими.

В 1692 году крестьянин Андрей Семенов из деревни Отрышева того же села получил почетное право построить на свои средства новую церковь взамен сгоревшей в 1713 году. На месте деревянной Никольской церкви в селе в 1782 году построена каменная церковь с колокольней и оградой. Она расположена в центре села на деревянном кладбище. Село получило название Баран — Никольское по церкви чудотворца Николая и от возвышенной местности, где село стоит, похожей на бараний лоб. В 1678 году в приходе Богословской церкви было 32 деревни,а в них 140 дворов.

Село принадлежало воеводе дьяку разрядного приказа (Военного министерства — Д.Б.) розмыслу (военному инженеру — Д.Б.). И.Г.Выротков построил новую крепость в Галиче. «В 1556 году тоеже осени построен город в Галиче, а ставил Иван Выродков» — записано в русской летописи. После смерти Выродкова его вотчина опять перешла в казну. В 1586 году царём Фёдором Ивановичем, сыном И. Грозного село Никольское — Баран с деревнями 4 погостами Богословский и Старое Дворище по просьбе жены царя, царицы Ирины Фёдоровны (урожденной Годуновой), были даны Ипатьевскому монастырю. «На помин души родителей царицы.» На рубеже XVI и XVII веков в селе стояли две деревянные церкви — шатровая Николы Чудотворца и «клецки» евангелиста И.Златоуста. По местной легенде, последняя церковь построена была в честь победы (1546 год) над татарами у речки Язовки. В документах указывалось, что село стоит на реке Корбе, хотя на самом деле до неё не близко. Селу принадлежала «мельница казиха с обеими береги… колесо немецкое». Эта мельница сохраняла свое название Шемякинской, по имени галического князя Шемяки, вплоть до XX века.

Из открытых общественных источников.