Слово митрополита Ферапонта

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА КОСТРОМСКОГО И НЕРЕХТСКОГО ФЕРАПОНТА

Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Всечестные пастыри, настоятели и настоятельницы монастырей, отцы диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с Рождеством Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

В эти священные дни Бог снова собрал нас Своей милостью для празднования Рождества по плоти Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Уже в самом названии этого праздника видно дивное соединение высшего и земного. Предвечно Рождаемый от Отца Бог-Слово, когда по Промыслу нашего Спасения пришло исполнение времен, рождается в малом граде Вифлееме от Девы из рода Давидова. Тот, Кого не могут вместить небеса, вмещается в малой пещере и даже в самой пещере находит для Себя только ясли: удивительная подробность, сохраненная нам евангелистом. И в этом месте, в отдалении от больших городов и важных государственных центров, даже не в жилье, не в самом городе, по-видимому, а за городом, на окраине, совершается первое поклонение Воплощенному Богу. Вифлеемская пещера становится первым христианским святилищем и, по милости Создателя, пребывает таковым и до сих пор. И в первые дни Воплощения, когда вся сотворенная Вселенная, от ангелов до животных, приветствует пришедшего по плоти Бога, Богомладенец Христос принимает первые дары от рода человеческого. От Богоматери и святого Иосифа – любовь и заботу, от пастырей – славу и хвалу, от царей-волхвов – таинственные злато, ливан и смирну. Не случаен выбор приветствующих родившегося Христа: Мария, ибо дом Давидов должен возвеселиться первым; Иосиф как восприемник праведности Израиля; пастыри как простецы богоизбранного народа, от которых Господь изберет учеников-апостолов; волхвы как провозвестие того, что и язычники вместе со своими царями примут веру Христову.

Не случайны и дары. Злато, ливан и смирна приносятся пришедшему Христу как Царю, Богу и Человеку, исповедуя тем Его Священную Власть, Его Божественную Славу и Его человеческое смирение до смерти. Бог от Престола Славы сходит в мир людей, чтобы показать им путь восхождения к Богу: «Волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну Тому, Кто Своею смертью, – символом чего была смирна, – даровал нам Божественную жизнь, – образом чего был ливан, – и даровал нам Божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы» (Святитель Григорий Палaмa. Омилия 60). И путь этого восхождения для человека также начертывается таинственными дарами волхвов: золото – познание, ладан – послушание, смирна – любовь (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 2:11). Через познание Бога в Его явлении во Христе человек восходит к истинному поклонению Всевышнему через молитву и послушание Его святым заповедям и, очищаясь таким образом от беззаконий, приобретает действенную крестную любовь к Богу и ближним. «Золото означает премудрость, по свидетельству Соломона, который говорит: Вожделенное сокровище почиет во устах мудрого (Притч. 21:20). Ливан выражает то, что он воспламеняет силу молитвы к Богу, по свидетельству псалмопевца, который говорит: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое (Пс. 140:2). А смирна изображает умерщвление нашей плоти, поэтому святая Церковь говорит о своих подвижниках, сражающихся до смерти за Бога: С перстов моих мирра капала (Песн. 5:5)» (Святитель Григорий Двоеслов. Сорок гомилий на Евангелия).

Таких даров желает в эти дни и во все дни нашей жизни Господь: «Пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:7–10). Такими многообразными трудами наполнил Господь по милости Своей нашу жизнь, указуя нам путь спасения. И на наши дары Он отвечает исполнением дел земных, обращенных к делам небесным.

Так, в уходящем году огромный труд по восстановлению центральной костромской святыни, Богоявленского собора кремля, увенчался торжеством патриаршего освящения этого храма, куда затем была для пребывания перенесена и главная святыня нашего края – Феодоровская икона Богородицы. И мы благодарны Богу и тем нашим ближним: благотворителям, строителям, сотрудникам, молитвенникам, кто принял и продолжает принимать участие в этом деле. Теперь в обновленном кафедральном соборе, сияющем как свеча на холме над великой Волгой, совершается евхаристическая молитва перед небесным ликом Пречистой.

И в эти священные дни мы, как и всегда, прибегаем к Богу не только с хвалой и дарами, но и с прошениями о нашем граде, нашем крае, о всей стране нашей, властех и воинстве ея, чтобы Господь даровал нам тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и всякой чистоте, послушании Богу, кротости и любви к своим ближним, которые и явил в священном Вифлееме Богомладенец Христос.

Благословение Господне да пребывает со всеми вами! ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ – СЛАВЬТЕ!

Божией милостию смиренный ФЕРАПОНТ
МИТРОПОЛИТ КОСТРОМСКОЙ И НЕРЕХТСКИЙ
Рождество Христово 2023–2024 года
град Кострома